Проведение социологических исследований: основные этапы процесса
Социологическое исследование может проводиться с разной целью: чтобы выявить уровень жизни людей в городе, районе стране, чтобы выявить скрытые конфликты или недовольства в конкретной организации и многое другое.
Основная цель таких исследований получить достоверные данные об интересующем объекте или явлении, при помощи ряда последовательных методологических и методических процедур. При желании любая компания может заказать социологические исследования в Днепре.
Этапы
Процедура социологического исследования включает в себя 4 основных этапа:
- Предварительный этап. На этом этапе происходит постановка целей и задач. Определяется проблема исследования. Разрабатывается гипотеза. Ставятся конкретные сроки проведения, отбирается целевая аудитория (респондент, которые подходят под условия проведения исследования). Составляется план работ, выбираются способы и методы, при необходимости пишется программа.
- Информационный этап. Сбор первоначальных данных. Информация собирается теми методами и способами, что были определены программой. В процессе организации сбора, необходимо строго придерживаться намеченного плана. Для того чтобы получить качественную и достоверную информацию, необходимо обеспечить контроль над всеми процессами.
- Аналитический этап. Первичная обработка полученных данных. Для начала информацию собранную нужно сгруппировать и расфасовать, подготовка информации перед обработкой упрощает процесс. Производится проверка достоверности собранных данных. Уточняются используемые для исследования методы. Подбираются ключи для каждой диагностической методики и выполняется декодирование. Полученная информация переносится на носитель или оформляется в другом удобном для себя виде.
- Заключительный этап. Анализ и оформление, подведение итогов, оформление рекомендаций и выводов. Все полученные данные объясняются, выявляются закономерности, гипотеза опровергается или подтверждается. Специалисты дают свои практические рекомендации на основе полученной информации.
Отчет может быть представлен документально, в электронном виде или в виде презентации и статистических данных.
Правила
Общие требования и правила:
- Прежде чем начать опрос, необходимо конкретно определить цели и задачи, а также подобрать способы исследования.
- При выборе респондентов в обязательном порядке должны учитываться их социальные и демографические особенности.
- Респондент должен быть заинтересован в опросе, понимать смысл вопроса и с какой целью его спрашивают об этом.
- Вопросы по своему уровню должны соответствовать языковым нормам и культурному уровню опрашиваемого.